Популярные сообщения

воскресенье, 3 июля 2011 г.

Погребенье у чувашей

 У  Каховского.

"...у северных киргизов вдова вешала такие же лоскутки материи на тюрбан — «калак» (в западносибирских тюркских языках «калак» являлось «восклицанием в знак горя»). В связи с этим представляет интерес назва­ние первичных намогильных столбов у чувашей — «калак» (на совр. чув. означает «лопатка»). Возможно, и у чувашей когда-то это слово обозна­чало траурный головной убор (могло являться и выражением горя и трау­ра). В последующем такое название получил намогильный столб, на кото­рый, как на тюрбан у киргизов, вешали лоскутки материи. Отсюда, по-види­мому, могло произойти и другое название этого столба, означающее уже не головной убор, а непосредственно голову — череп («пуç чашки»). Следует учитывать и влияние на терминологию антропоморфизации памятников. На­пример, имеется название «чёре калак» — «сердечная ...» (см.: Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий, т. II, ч. 1. СПб., 1899, с. 227; Руденко СИ. Чувашские надгробные памятники.— «Материалы по этнографии России». СПб., 1910, с. 88; Баялиева Т. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе, 1969, с. 99. Канд. дисс.)

Интересно отметить один примечательный в лингвистическом отношении факт. В тюркских языках, наряду с закономерной S формой кашакдакашык v
(чув. чул ~ общетюрк. tas «камень»), существует более архаичная болгаро-чувашская L форма этого слова калак (сообщено Н. И. Егоровым). Сохра­нение этой формы связано, вероятно, с принадлежностью данного слова к религиозной терминологии, относящейся к наиболее консервативному эле­менту— погребальному обряду."

Трофимов С.В. о "калак"(шрифты несколько "побились"):
"Чувашский  культ предков включает в себя погребение по установленным правилам, обычай установления вначале временного салам  калак ? и, затем, постоянного надгробного памятника юпа, праздники, связанные со всеобщим поминовением усопших.
...Главным обрядом, посвященной предкам, является обряд юпа (юпа ирттерни) - осеннее поминовение предков, проводившееся в месяц поминок юпауй?х? по чувашскому народному календарю (октябрь).
В это время на могиле умерших за прошедший год ставили постоянный намогильный столб юпа - памятник из дерева или камня, вместо временного салам  калак ?, устанавливаемого во время похорон, что свидетельствовало о присоединении ушедшего из жизни с родственниками-предками. По представлениям древних чуваш, умерший человек превращался в предка постепенно, со временем.
Представление о таком временном пространстве, выражаемое в форме "временное захоронение" и "временная могила", в похоронных обрядах Евразии существовало лишь в одной религии - зороастризме. Салам  калак ? своей полифункциональностью восходит к ранним периодам учений Заратустры, он выражает образ, принадлежность пола (с овальным навершием - женщина, остроконечным - девушка, плоским - мужчина) и свидетельствует о прибытии в мир предков нового члена семьи и др.
Одна из главных ее целей - показ того, что могила вновь прибывшего в мир предков до обряда юпа также является временной. Юпа тоже различаются по полу покойника: на могилу мужчины ставится памятник из дуба или камня с плоским, женщины - из липы или камня с округлым верхом. Женские надгробия различаются и по возрасту погребенной. Являясь предком-посредником между ?ўлтиТур? и человеком, юпа олицетворяет собой модель Мира.
Атрибутами обряда юпа ирттерни являлись разжигание костра, танцы на горящих углях, хоровод с песнями юпа юррисем. Столб юпа располагался в полном облачении как покойник в избе на постели, затем его выносили, провожали на кладбище, а после его водружения на кладбище зажигают свечи, поддерживая горение до утра. " 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Песня А.Наумова "Егоркино".

Архив блога