Популярные сообщения

понедельник, 4 июля 2011 г.

Материальная и духовная культура чувашского народа XVI—XIX вв.Сельская община

Чувашская община. В древности все жители чувашских деревень объединялись в общину. Общины могли быть простыми (жители одной деревни) и сложными (жители нескольких деревень).
Все самые важные вопросы жизни общины решал сход. На сход собирались все главы семейств (обычно старшие мужчины в семье) и решали, как делить землю, когда начать сенокос, где строить мост, чем помочь осиротевшей семье и т. п.
Община была залогом спокойной и надежной жизни человека. Он знал, что община никогда не бросит его, всегда поможет и ему, и его семье. За бедных или больных односельчан, которые не могли, как следует работать, налоги платили всей общиной.
Многие исследователи отмечали, что в чувашских селениях не было большой разницы в достатке между людьми, то есть не было очень бедных и очень богатых людей. Люди побогаче так же много трудились, так же питались и одевались почти так же, как и их односельчане, отличались они лишь запасами зерна, других продуктов и большим количеством надворных построек.
В чувашской общине никогда не было брошенных стариков и детей, поэтому среди чувашей не было нищих, которые бродили по селениям и выпрашивали милостыню. Сирот и одиноких стариков брали к себе соседи или родственники.
Община защищала человека, но могла и наказагь его за проступки. Воров, пьяниц, распутных мужчин могли сечь розгами. Ворам на голову одевали сворованное и с шумом, барабанным боем водили по улицам. Был и такой способ наказания: провинившегося ставили у столба, и каждый взрослый человек деревни один раз ударял его. После такого позора никто не хотел родниться с такой ленивой и бесчестной семьей.
Самым страшным наказанием в древности было изгнание из деревни, а в те времена одинокому человеку было очень трудно выжить.
Вся жизнь человека проходила на виду односельчан, и люди дорожили мнением общины. Они понимали, что дурная слава достанется не только ему самому, но и родителям, и детям, и всей семье. Когда наши предки хотели побольше узнать о человеке, они прежде всего интересовались, чей это сын (дочь), то есть кто его родители.
Положение старых людей в чувашской деревне. В старинной чувашской деревне с большим уважением относились к старым людям. В древности наши предки не боялись стареть. Человек знал, что если он вел трудовую и порядочную жизнь, то чем старше он становился, тем больше его почитали и уважали. И старики всем своим примером показывали, что жить можно очень долго и подоброму, никому не причиняя зла. Некоторые исследователи писали о чувашахдолгожителях, живших по 90—100 и более лет. И сейчас во многих деревнях живут старые люди, в основном женщины, которым по 80—90 и более лет.
С уважаемыми старыми людьми советовались во всех важных вопросах жизни деревни, «Элыану аппа каланă (Тетушка Элыану сказала)» или «Исменей мучи хушнă (Дедушка Исменей велел)» — эти слова были законом для всех односельчан.
Слово «пословица» переводится на чувашский язык как ваттисен сăмахĕ, что в дословном переводе означает «слова старых людей». Чувашские пословицы — это одновременно и древняя народная мудрость, и законы, по которым жили наши предки.
Положение женщины в чувашском обществе. В чувашском обществе всегда был высок авторитет женщины.
Многие чувашские народные сказки начинаются со слов: «Пурăннă тет карчăкпа старик…» (жили, говорят, старуха и старик), то есть первым упоминается женский персонаж. Сравни начало русских сказок — «Жилибыли старик со старухой». В чувашском языке нет исконных пословиц, где бы неуважительно говорилось о женщинах.
Во время праздников или каких-то важных событий чуваши поднимали флаг в виде вышитого конца женской головной повязки (сурпан). Использование в качестве флага части женской одежды просто немыслимо для некоторых народных культур.
В чувашском обществе не существовало затворничества женщин и девушек. Они могли активно участвовать в жизни общины. Интересные записи о своей прапрапрабабушке оставил знаменитый чувашский поэт К. В. Иванов: «В деревне не было женщины бойче, чем Прта. Всю деревню она держала в своем повиновении. Все перед ней дрожали. Кого угодно она могла обрезать словом, а нет, — так зазывала к себе, угощала на славу и выпроваживала… Такоюто была старуха Прта. Поэтому и род ее был подобен ей: отважный, смелый, злой и добрый».
Некоторые ученые считают, что именно в чувашской народной культуре сохранились древнейшие остатки традиций матриархата. Термин кукамай, обозначающий бабушку по матери, состоит из двух слов: кук (кăк) — «корень, происхождение человека» и ама — «мать». В древности счет своему роду чуваши вели по женской линии — от матерей к дочерям. Многие исследователи сравнивают женский чувашский костюм с воеными доспехами древних воинов. До середины XX века сохранялась традиция, по которой чувашские девушки, женщины свободно ездили верхом на лошадях и даже участвовали в конных состязаниях во время праздников.
Многие ученые отмечают, что сохранение старинных обычаев и традиций во многих народных культурах — это заслуга женщин. Так, например, в Поволжье народный мужской костюм чувашей, русских, марийцев, мордвы и др. практически не отличается друг от друга, но женский костюм этих этносов имеет большую разницу.
Отношение к детям в чувашской деревне. Наши предки с вниманием относились и к самым старым, и к самым маленьким людям — детям. Каждый человек считал, что главное в жизни — вырастить детей достойными людьми. Чувашского ребенка воспитывала не только его семья, но и соседи, родственники — вся деревня. Помочь ему или, наоборот, сделать замечание мог любой взрослый.
Среди жителей деревни обязательно находился добрый и умный старик, который все свободное время возился с деревенскими детьми. Его так уважительно и называли — ача кĕтÿçĕ (ребячий пастух). Он делал детям игрушки, рассказывал сказки и легенды, разучивал с ними песни и пляски, показывал звезды на небе, учил делать разные поделки, ремонтировать вещи, мирил их, если они ссорились, мог утешить и вытереть слезы…
Ниме. С давних времен у многих народов существовал обычай бесплатной и дружной работы — помощи своим родным и односельчанам.
В чувашских селениях этот обычай назывался ниме. В деревенской жизни бывают такие работы, с которыми не справиться силами одной семьи. Например: строительство дома, срочная уборка урожая, вывоз бревен из леса и другие. Вот тогда на помощь приходили односельчане и с работой справлялись всем миром.
Рано утром хозяин семьи или специально выбранный уважаемый человек — ниме пуçĕ (глава ниме) — повязывал себе через плечо вышитое полотенце и верхом на лошади объезжал всю деревню. В руках у него был флаг — ниме ялавĕ. Ниме пуçĕ останавливался около каждых ворот и пел, приглашая на работу, например, так:

Кук! Выходи на ниме!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Песня А.Наумова "Егоркино".

Архив блога